Написать письмо
Карта сайта
Eng
Тел./факс: (017) 216 14 45
Моб.: (029) 683 01 80

О программе

Как показывает практика, проблемы в поведении воспитанников ДДСТ наиболее ярко начинают проявляться в постадаптационный период: агрессивное поведение, чрезмерная обидчивость,воровство, обман, сквернословие, низкий уровень коммуникативных навыков, неуверенность в себе и др.

В психологической и педагогической теории доказано,что для обеспечения ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим значимый близкий взрослый человек. Развитие личности ребенка возможно только в рамках совместной деятельности и общения с взрослым. Последний выступает для ребенка как образец для подражания, как носитель образца поведения и норм. В ходе общения с взрослым формируются представления о себе и самооценке. Общение имеет свою особую ценность для ребенка любого возраста и является необходимым для полноценного развития личности.


Дети, проживающие в неблагополучных семьях и находящиеся в трудной жизненной ситуации, часто испытывают недостаток внимания и заботы со стороны сво­ей семьи, вследствие чего у них появляются дополнительные проблемы со­циальной адаптации. Воспитанники замещающих семей, как правило, имеют негативный опыт проживания в родных семьях, в государственных учреждениях, который особенно ярко проявляется в постадаптационный период. Большим потенциалом для разрешения данного противоречия обладают такие инновационные технологии социального сопровождения воспитанников ДДСТ в постадаптационный период как волонтёрские программы, построенные на основе наставничества (менторства).

Ведущая цель данных программ состоит в том, чтобы помочь детям («младшим») раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым волонтером-наставником («старшим»). Отличительной их особенностью является оказание индивидуальной поддержки волонтёром одному конкретному ребёнку на протяжении определённого (достаточно длительного) промежутка времени. В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Дэвид Клаттербакв 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» (Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991): «Наставник — это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе».


Наставничество (менторство), как правило,является одним из видов добровольческой (волонтёрской) деятельности и строится на основе взаимного расположения формирующейся пары. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основе личного решения, инициативы, уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтером может быть любой человек, умелый и ответственный, который, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.


Благодаря доверительным отно­шениям,возникающим в процессе общения, волонтёр становится для ребёнка источником эмоциональной поддержки и служит положительным при­мером для подражания. Также, благодаря отношениям, у ребёнка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые по­ложительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах. Волонтер («старший друг») оказывает индивидуальную поддержку одному конкретному ребёнку, воспитывающемуся в ДДСТ, в течение как минимум девяти месяцев. Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между волонтёром и ребёнком.


Совместное времяпрепровождение может включать в себя: прогулки по городу; посещение музеев,выставок, кино, театров; игры; помощь ребёнку в учебе; чтение интересных книг и журналов, изготовление поделок своими руками. Благодаря совместному досугу «старший друг» становится для ребёнка источником эмоциональной поддержки и служит положительным примером для подражания. У ребёнка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.

Целью программы «Старший друг» является содействие социальной адаптации и повышение качества жизни детей, проживающих в ДДСТ, путем развития их потенциала, уверенности в собственных силах.

 

Задачи программы «Старший друг»:

— оказание эмоциональной поддержки детям, воспитывающимся в ДДСТ;

— помощь ребенку в развитии своего потенциала, раскрытии своих сильных сторон;

— формирование позитивной ролевой модели для ребёнка;

— повышение уверенности в себе у детей, воспитывающихся в ДДСТ;

— передача знаний и опыта ребенку, стимулируя его правильный жизненный выбор, поддерживая успехи в учебе;

— развитие коммуникативных навыков ребёнка;

— минимизация проявлений отклоняющегося поведения у детей;

— расширение кругозора ребёнка и его представлений о мире.

 

Кто может стать «старшим другом»?

Молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, прошедшие специальное обучение, имеющие возможность и желание общаться с ребенком два часа в неделю не менее девяти месяцев.

 

Личные качества «старшего друга»:

— открытость и искренность;

— дружелюбие;

— инициативность;

— доброжелательность в общении с ребенком;

— эмпатийность;

— стрессоустойчивость;

— ответственность;

— организаторские способности;

— толерантность;

— пунктуальность.


 

Навыки, которыми должен обладать «старший друг»:

— уметь слушать и слышать (говорить на языке ребенка, быть честным в выражении своих чувств и принимать чувства ребенка, давать ему достаточно времени на высказывания, задавать уточняющие вопросы);

— умение ставить перед собой цели и выполнять их (способность научить ребенка ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели);

— быть положительным примером;

— формировать у ребенка понимание «хорошего» и «плохого», помогать находить позитивные моменты в его жизни;

— умение с пользой организовать свой досуг;

— вести здоровый образ жизни.

 

Кто может стать «младшим другом»?

Ребенок в возрасте от 6 до 15 лет, воспитывающийся в ДДСТ, добровольно принявший решение участвовать в программе в течение девяти месяцев.

Основным критерием включения ребёнка в программу является наличие у него таких проблем, как недостаток и трудности общения (как с взрослыми, так и со сверстниками), наличие неуверенности в себе, низкая успеваемость в школе, переживание чувства одиночества, недостаток эмоционального тепла и поддержки, низкая самооценка и пр.



В Абзацоктябре 2011 года ОО «Здоровый выбор» начата реализация программы «Старший друг». К участию в реализации программы были привлечены 20 родителей-воспитателей ДДСТ из шести районов г. Минска. Каждый родитель-воспитатель имеет опыт работы более двух лет в роли профессионального замещающего родителя, воспитывает от 6 до 12детей: преимущественно 1-2 родных (90%), 6-10 приёмных (90%). 20 воспитанников в возрасте 7-15 лет (из 7 ДДСТ) и 20 студентов-волонтеров ВУЗов г. Минска (возраст18-23 года), занимающихся добровольной волонтёрской деятельностью в структуре деятельности ОО «Здоровый выбор».

Наши партнеры

Adoptionscentrum
Annedal Parish
International Child Development Initiatives
Фонд королевы Швеции
Представительство ЕС в Беларуси