Написать письмо
Карта сайта
Eng
Тел./факс: (017) 216 14 45
Моб.: (029) 683 01 80

Этапы реализации

Реализация программы «Старший друг» включает шесть основных этапов:
 

1. Привлечение потенциальных волонтёров к участию в программе

2. Отбор и подготовка волонтёров

3. Подготовка воспитанников и родителей-воспитателей к участию в программе

4. Формирование пар «волонтер-ребёнок»

5. Сопровождение сформированных пар

6. Мониторинг и оценка эффективности

 

Привлечение потенциальных волонтёров («старших друзей») к участию в программе


С этой целью организуется информационная кампания, направленная на привлечение социально-активных молодых людей, желающих оказывать поддержку детям посредством своего участия в добровольческих инициативах. Данная кампания предполагает логически спланированный цикл мероприятий. Так как потенциальные участники программы «Старший друг» — это молодые люди и девушки в возрасте преимущественно от 18 до 23 лет, в основном студенты, то целесообразно размещать объявления о программе в учебных учреждениях, посредством презентаций и распространения информации в студенческих газетах, в библиотеках, а также в интернете на тех ресурсах, где чаще всего проводят свое время молодые люди, неравнодушные к социальным проблемам. Социальные сети являются эффективной площадкой для размещения информации о программе. На страницах социальных сетей участники могут обменяться опытом, а также рассказать о мероприятиях, которые можно посетить со своим «младшим другом» и узнать последние новости о программе (http://vk.com/senior_friend, https://www.facebook.com/seniorfriend).
 

 

Для привлечения волонтеров можно провести специальные мероприятия и акции, что позволит вступить в прямой контакт с целевой группой и где можно будет подробнее рассказать о программе, распространить буклеты с основной информацией и телефонами координаторов, задействовать СМИ, радио- и телепередачи. Немаловажным мотивационным фактором привлечения к участию в программе будет представление позитивных историй взаимодействия в паре «старший-младший», описание личного примера.


Отбор и подготовка волонтёров для участия в программе «Старший друг»


Основные шаги данного этапа: заполнение анкеты, собеседование с координатором программы и психологом, прохождение обучения в Школе волонтеров, проведение психодиагностического исследования, подготовка заключения о готовности быть «старшим другом».

Критериями включения в программу на данном этапе являются:

— устойчивая мотивация волонтёра на участие в программе, которая не снизилась после прохождения обучения;

— понимание волонтёром условий программы и готовность следовать этим правилам;

— понимание и принятие роли и ответственности волонтёра;

— умение поддерживать личные границы и соблюдать установленные правила;

— желание и наличие объективной возможности поддерживать конкретного ребёнка в течение длительного времени(например, если волонтёр планирует переезд в другой регион в течение ближайшего года, то он не может быть участником программы);

— положительные личностные качества;

— посещение не менее 70% занятий Школы волонтёров и успешное освоение необходимых знаний и навыков.


 

Подготовка детей и их родителей к участию в программе


Обязательным условием участия в программе является добровольное согласие ребёнка и его законных представителей, полученное на основе полной и достоверной информации. Координатор и психолог проекта должны разъяснить цели, задачи, правила участия в программе, как законному представителю, так и самому ребёнку в доступной для него форме. Это может быть организованная совместная деятельность, в ходе которой у ребенка можно спросить, что он знает о дружбе, каким, на его взгляд, должен быть друг, что можно делать вместе с другом; рассказать о программе «Старший друг», спросить хотел бы он в ней участвовать. Согласие ребёнка и его законных представителей на участие в программе является обязательным.


Если законный представитель и ребенок соглашаются участвовать в программе, то тогда ребенок проходит собеседование с психологом программы, где заполняет анкету участника программы, проходит психологическую диагностику, результаты которых учитываются при формировании пары «волонтёр-ребёнок». При проведении оценки детей в зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методики, адаптированные для детей. Также родителями-воспитателями заполняется анкета об особенностях и основных интересах ребенка.


 

Формирование пар «волонтер-ребёнок»


Формирование пар осуществляется на основе схожести психологических характеристик, увлечений и личных пожеланий «старшего» и «младшего» участников программы. Формирование пар осуществляется психологом и координатором программы на основе всех данных, полученных о волонтёре и ребёнке. При подборе пары «волонтёр-ребёнок» важно учитывать:

— возраст ребенка и волонтёра;

— пол (рекомендуется подбирать пары одного пола);

— личностные особенности и особенности темперамента;

— наличие общих увлечений и интересов;

— пожелания волонтёра и ребёнка;

— опыт общения волонтёра с детьми;

— занятость волонтёра и ребёнка (важно совпадение времени, когда волонтёр и ребёнок могут встречаться);

— место жительства волонтёра и ребёнка.


Знакомство является очень важным этапом и происходит при участии психолога и/или координатора программы, законного представителя ребёнка. На встрече ещё раз подробно разъясняются правила программы, обсуждаются все возникшие вопросы. Если стороны подтверждают своё согласие, то следующим шагом является подписание документов (договор о добровольном участии в общественной деятельности, составление индивидуального плана работы).


После того, как состоялось знакомство, и все стороны дали своё согласие на участие в программе, начинается основной этап — общение волонтёра и ребёнка. С самого начала необходимо обсудить и договориться о регулярности, удобном времени и месте встреч, возможных занятиях. Основанием будет являться индивидуальный план работы.


Соблюдение правил и условий программы необходимо для обеспечения безопасности ребёнка и недопущения любых злоупотреблений со стороны участников программы. Только выполнение всех правил и условий позволяет достичь положительных результатов для ребёнка.

 



Сопровождение сформированных пар


Координатор на протяжении всего взаимодействия «волонтер-ребенок» сопровождает пару, отвечая за эффективность их встреч. Если он видит, что волонтер эмоционально выгорает, а также есть какие-нибудь трудности с ребенком, то организует супервизию или направляет на консультацию к психологу. Также сопровождение пар необходимо для исключения случаев нарушения прав ребёнка или иных злоупотреблений со стороны участников программы. Сопровождение — это оказание поддержки участникам программы.


Основными задачами сопровождения являются:

1. Оказание поддержки и поддержание мотивации волонтёров. Роль «старшего друга» требует от волонтёра большого личного вклада и эмоциональных затрат, поэтому волонтёр нуждается в дополнительной поддержке.

2. Своевременная помощь волонтеру в разрешении трудностей. По мере того, как выстраиваются отношения между волонтёром и ребёнком, могут возникать трудности, и для их разрешения необходима помощь со стороны координатора и/или психолога программы.

3. Создание условий, отвечающих интересам участников программы.


 
 
Мониторинг и оценка эффективности


Мониторинг — это непрерывный контроль над процессом деятельности и отслеживание промежуточных результатов. Основными задачами мониторинга в рамках программы «Старший друг» являются:

1. Обеспечение прав и интересов ребёнка и волонтера

2. Контроль над выполнением правил и условий программы «Старший друг»

3. Промежуточная оценка эффективности программы


Частично, мониторинг осуществляется за счет сопровождения пар и проведения супервизии для волонтёров, поскольку регулярное обсуждение с волонтерами процесса их деятельности позволяет отследить соблюдение основных правил программы, оценить качество взаимодействия ребенка и волонтёра и предоставить рекомендации по повышению его эффективности.


Дополнительным инструментом мониторинга является получение обратной связи от ребенка и его законных представителей. Обратная связь предполагает субъективную оценку трудностей, достижений и общих впечатлений от участия в программе. Обратная связь может собираться в письменном или устном виде. Получение обратной связи осуществляется координатором программы. Результаты обратной связи могут обсуждаться с волонтёром в ходе индивидуальной супервизии, особенно когда это необходимо для улучшения его деятельности или поддержания мотивации.


Еще одним инструментом мониторинга является краткий отчёт, который волонтёр составляет один раз в месяц. В отчете указываются количество встреч, способы организации времяпрепровождения, краткий анализ эффективности проведённых встреч.


Оценка эффективности — это периодическая оценка ключевых параметров, на изменение которых направлена деятельность, либо которые могут служить источником информации о достигнутых результатах. Оценка эффективности предполагает периодическое измерение ключевых параметров и анализ изменений.

 

Наши партнеры

Adoptionscentrum
Annedal Parish
International Child Development Initiatives
Фонд королевы Швеции
Представительство ЕС в Беларуси